вторник, 3 февраля 2015 г.

Фестиваль спортивно-интеллектуальных игр "Ларикс - 2015": post-mortem analysis.


    В этом году, как и два года назад, фестиваль проходил в конференц-зале гостиницы "Молодежная", только ориентацию столов сменили, развернув на 90 градусов.

    На турнир по рэндзю зарегистрировались 19 человек, но как выяснилось позднее, двое не смогли принять участие (Иван Данилин и Александра Сумарокова). Зато стало сюрпризом появление широко известного в узких кругах рэндзистов Карэна Сиратегяна, которому каждый не преминул заметить, что без предварительной регистрации на турнир его таки не допустят. Исключение прокатило для соблюдения четности количества участников.

    Турнир проводился по дебютному регламенту Таранникова с контролем времени 40 минут + 15 секунд.

    В первом туре, реально начавшемся спустя полчаса объявленного по расписанию старта, я играл с Максимом Метревели. Соперник сделал реверс после 1-го хода, я поставил второй ход по диагонали, и он решил выставлять дебют - 1Д (в котором, наверное, и готовился играть). Придумывать что-то на ходу не хотелось, и я позволил сопернику выставить еще два хода - в стандартном варианте этого дебюта я выбрал белый цвет, и сделал обычный 6-й ход. Вместо ожидаемого хода 7-A последовал активный розыгрыш "не по теории", с которым я не знаком, и я не самым лучшим образом закрыл обозначение 13 (лучше нейтрализовать черных 14-17), но после 20-го хода все стало спокойнее. 21 и 23 неудачные ходы, на которые я еще думал сыграть 24-30, но сыграть резким перехватом не решился, хотя можно даже ответить 24-31(!), задействовав пару "20-4". 30-й ход - тоже не очень качественный, я "потерял из виду удлинитель 24-26-12" в случае попытки черных сыграть тройку 21-17-... Однако после 31 я насчитал выигрыш. Но вот имея на часах еще минут 10 времени расставил его неаккуратно: необходимо предварительно сыграть 38-41, но я даже не подумал скорректировать действия по ходу появления камней на доске!... В результате самоуверенности черные защитились и, возможно, могли выиграть. Дальнейшие ходы при остатке времени менее 5 минут были без особой содержательной идеи. В концовке Максим ошибся, не заметив обозначения на 74-м ходу. Я получил победное очко.

Тур 1. Магдеев-Метревели М., 1:0.


    ... Тем временем, за соседней доской в 1-ом туре проиграл Юрий Тайблин, не закрыв тройку против Никиты Дьячкова.

    Во втором туре по жребию выпало играть вторым номером с Александром Михайловым. Я решил в начале позволить сопернику выставить дебют. Получив 12В со словами "на тебя не угодишь...", я поставил 4-ый ход, который играл в Таллинне месяц назад (http://renju.net/media/games.php?gameid=59178). Михайлов позволил мне поставить и 5-ый ход, взяв затем черный цвет. На поставленный 7-ой ход вернее играть 8-9, а в случае 9-A можно играть 10-21, переводя позицию в один из вариантов дебюта 9В, но со смещением. Я это не оценивал по ходу игры, и сыграв неплотно, получил практически проигрышную позицию уже к 17-му ходу. Невероятным образом все складывалось, но я вообще не видел обозначения, хотя сыграл тройку 18 только после некоторых раздумий. Сам Михайлов, по его словам, благополучно забыл про поставленное им обозначение и пошел расставлять двойное обозначение в другом месте, защиту от которого я уже "подготовил" за счет тройки 18-ым ходом. Обоюдный прокол невиданного уровня! Это даже в какой-то степени мешало игравшим за соседним столом Никонову с Голосовым... Ощущая абсолютно нулевое состояние мозга я согласился на ничью после 39-го хода, хотя в спокойной обстановке не найти на приведенной далее диаграмме выигрыш белых сложнее, чем его найти... Таким образом, я уже наскреб полтора из двух возможных очков. С игроками на букву "М" мне явно повезло, в турнире еще есть Метревели-старший и Месила, авось не утону! Но с последним уже так не совладать, как было в прошлом году.

Тур 2. Михайлов-Магдеев, 0.5:0.5.


    Меж тем, партия между Никоновым и Голосовым тоже закончилась вничью, но была более боевой и зрелищной. Никонов отверг предложение о мире Голосова, прозвучавшее почти одновременно с предложением от Михайлова, но затем в цейтноте не реализовал весьма остроумный выигрыш - одним ходом были два фола 4х4 в разных местах доски, а в случае перекрытия черными обще линии, оживала еще и пауза белых с краю доски!

    В третьем туре произошел обмен оппонентами, я играл против Голосова, а Михайлов против Никонова. Виктор, большой любитель обкатанных в игре по-переписке сюрпризов, любезно позволил мне выставить дебют, надеясь удивить меня заготовкой. Когда он поставил 4-ый ход, я подумал о возможных вариантах, решил не скрывать, что не удивлен, и сам выставил 5-ый ход, будучи немного знакомым с этим вариантом (в прошлом году я играл его дважды). Поэтому выбор цвет мне представлялся не принципиальным, Виктор выбрал черные, и сыграл 13-м ходом не так, как я ожидал (13-14, 14-13 и 15-15). Я не разобрался с защитой, хотя запас времени вполне позволял! Сыграв просто 14-20, можно более-менее уравновесить позицию. И даже 20-21 еще оставляет шансы при таком остатке времени - менее 15-ти минут...

Тур 3. Магдеев-Голосов, 0:1.


    Что-то явно подкосило все мысли - невнятный первый тур, более чем получасовое ожидание борща на обед в кафе, или все вместе. На 4-ый тур нужно было собрать силу воли... Впрочем, что там наши 4 тура - вот в турнире по гомоку Павел Елизаров установил рекорд: сыграл все 9 туров за 1 день (контроль времени 30 мин. + 15 сек.) и выиграл 8 партий, заранее определив победителя. Вот она воля к победе!

    В 4-ом туре против Геннадия Понежина я снова сделал реверсы вначале. Получив дебют 4В, я поставил 4-ый ход сам, стремясь к варианту, сыгранному во втором туре - оппонент не стал этому противиться. В итоге на доске та же пятиходовка, и снова у меня отобрали черный цвет. В этот раз розыгрыш первых десяти ходов был ожидаемый, позиционный. 13-й ход не так удачен - можно сразу 13-14 с атакой. Но это вынуждает затем играть в одном углу доски. 19-й ход совсем плох - у белых остается форсированный выигрыш, на успешный поиск которого было потрачено не так много времени.

Тур 4. Понежин-Магдеев, 0:1.

    Второе победное очко за день, 9-е текущее место в таблице при 7-ом стартовом номере по рейтингу...


    На второй день с утра моим соперником был Юрий Тайблин, весьма прибеднявшийся относительно своего текущего состояния. С позволения соперника я выставил 6Д дебют, 4-ый ход был стандартным, а пятый оказался неизвестным мне - ни одним из популярных четырех, при котором я бы взял черный цвет. Над 10-ым ходом я раздумывал - "не сыграть ли 10-13?" И не сыграл, поставил камень кучно к белым, а на ожидаемый 11, решил играть через давление на фол. Все бы ничего, но даже из общих соображений лепить третий ход подряд на одном фланге было нельзя, не настолько простая позиция. В итоге после 14-го хода у черных форсаж, а у меня баранка.

Тур 5. Магдеев-Тайблин, 0:1.


    В обеденный перерыв перед оставшимися двумя турами я ушел проветрить мозг и собраться с мыслями. Даже сахар в чай добавлял, что не делал уже очень давно. Видимо, помогло. На шестой тур я пришел собранным. Дал сопернику возможность выставить дебют (10Д), сделав реверсы после 1-го и 2-го хода, а затем выставил острую заготовку 4-ым ходом. Которая, впрочем может быть успешно сведена к популярному дебюту 11В, но мой противник Даниил Юсупмурзин не смекнул это сделать, переключил часы, а я поставил заготовленный пятый ход. Впрочем, парень не растерялся и, выбрав белый цвет, поставил хорошие 6-ой и 8-ой ходы, после которых позиция стала выглядеть с теми же отблесками 11В. Далее я думал как сыграть - и выбрал выжидающий ход 9 вместо разменного 9-10. Оказалось, что не зря: соперник тут же ошибся 10-ым ходом. Я решил считать в уме "до победного", потратил больше 15-ти минут, и то просчитал не все варианты ходов белых. Но Даниил упростил мой расчет, закрыв тройку пассивно: выигрыш у черных был в любом направлении. А вот в случае перехвата 12-15 необходимо было отыгрывать четверку 15-A! Что поначалу никак не помещалось в счетные варианты в уме.  

Тур 6. Юсупмурзин-Магдеев, 0:1.

    На финальный тур жребий определил в соперники Никиту Дьячкова, выигравшего на тот момент три партии подряд! Я сделал два реверса в начале, оппонент поставил дебют 11В. Канонические варианты играть категорически не хотелось, и я снова поставил экспериментальный 4-ый ход, понимая, что скорее всего буду ставить и 5-ый. После этого мне снова достались белые. Я сделал 6-ой ход, соперник стал считать, а я оглядываться по сторонам: за одной доской позади сошлись два любителя дебюта 8В, но Сиратегян (что удивительно!) выставил пятиходовку, которую до того играл с Никоновым в 4В дебюте. Обернувшись на свою доску я увидел 7-ой ход соперника. Спустя несколько секунд увидел фол. Но с учетом всех предыдущих партий решил, что это мне мерещится. Пересчитывал вдоль и поперек минуты три, но все было явно! Борьбы не получилось, я выиграл партию гораздо раньше всех остальных на первой линии столов. В таблице оказался на тот момент на 4-ом месте, стало понятно, что Бухгольца не хватит ни при каких условиях, чтобы попасть в тройку.

Тур 7. Дьячков-Магдеев, 0:1.


    Первая линия продолжала рубиться часов до шести вечера, воспрепятствовав заявленному на пять часов началу церемонии награждения. Поэтому организаторы через микрофон нередко пытались усмирить популяции шашистов и гошников.

    Михайлов и Микрюков сыграли вничью, а Тайблин выиграл у эстонца Виллема Месилы, поднявшись на второе место, а Виллем остался третьим. Это и определило мое итоговое 5-е место. За первой доской Константин Никонов выиграл у Олега Семенова и занял первое место в турнире.

    Результат +0.5 очка к предыдущему турниру Ларикс-2014, и +1 очко к турниру Ларикс-2013: стабильность, однако! Но качество партий в этом году было заметно ниже: на прошлом турнире мне удалось обыграть более сильных соперников - Виллема Месилу и Норихико Кавамуру. Вряд ли виноват в текущей ситуации укороченный контроль (40 минут на партию, а не 60 как раньше), хотя все игроки стремились играть быстрее и ошибались чаще, а оперативно выстроить серьезный ответный план на какой-нибудь сюрприз в начале игры не могли. Играть четыре тура в день с большим контролем плохо - на следующий день качество игры тоже падает, даже если играть 60 минут без компенсации времени. Поэтому уж лучше приспособиться к укороченному варианту, либо растягивать турнир на 3 дня, проводя не более трех туров за день.

    Играйте на здоровье!

    Итоговая таблица турнира опубликована на сайте фестиваля http://festival-larix.ru/larix-2015/rendju/

Комментариев нет:

Отправить комментарий